ЛЕЧЕНИЕ


ЛЕЧЕНИЕ
ЛЕЧЕНИЕ (therapia), совокупность мероприятий, имеющих целью устранение пат. процессов, развивающихся в.больном организме, а также устранение или облегчение страданий и жалоб больного человека. История эволюции Л. Уже у культурных народов глубокой древности, не имевших совершенно представлений о строении и функциях живого организма, находят целый ряд терап. методов, к-рыми пользуются и в наши дни. Так, уже больше 10 000 лет тому назад египтяне разработали изумительную диететику как метод предупреждения и Л. б-ней, применяли внушение и гипноз и назначали б-ным целый ряд таких лекарственных веществ растительного, животного и минерального происхождений, как напр. касторовое масло, гранатный корень, белену, морской лук (Scilla), соединения цинка, меди, железа и в особенности щелочи, а также животные жиры, желчь и свежую кровь. Не менее высокой была у египтян и терап. техника; лекарства применялись внутрь и в виде полосканий, свечек, втираний, впрыскиваний, окуриваний и наконец в виде клизм. Особенного развития у египтян достигли хирургия и акушерство (кесарское сечение, поворот плода, эмбриотомия). Египтяне имели врачей—окулистов, хирургов, гинекологов и сан. вра- чей.—Не менее высоко развита была терапия в Индии (примерно за 2 000 л. до нашей эры); диететика и здесь является основным терап. методом вместе с изумительно разработанной физкультурой в виде специальной дыхательной гимнастики; древняя индусская медицина знала такие лекарства, как ртуть, мышьяк, серу, и применяла как лечебное средство кровь; врачи делали ла-паротомии, камнесечение, делали сложные пластические операции на лице. Вне всякого сомнения особенно высоко во все времена стояла сознательная или бессознательная психотерапия; иранская медицина например (2 000 лет до нашей эры) формулирует методы лечения следующими словами: «Три орудия есть у врача: слово, растения (лекарства) и ноя-с», ставя очевидно психотерапию на первое место. Древнейшая медицина, широко пользуясь рядом леч. методов, добытых чисто эмпирическим путем, старается вместе с тем подвести под них философско-теоретическую базу и считает основной целью Л. восстановление равновесия организма, его гармонии, нарушенной б-нью, и гл. обр. гармонии между деятельностью тела и духа. Подобные теории стояли в связи с представлением о сущности б-ни, и едва ли не первыми из них были те, которые связывали возникновение б-ни с внедрением в организм постороннего живого существа или влиянием на человека высших сверхъестественных сил. Фактически Л. за исключением отдельных чисто технических отраслей его находилось в руках строго замкнутой касты жрецов, и мистические представления о причине болезни как нельзя больше способствовали успеху психотерапии служителей культа. Этим и объясняется та огромная роль, к-рую играли в Л. б-ней религиозные учения, отводившие такое большое место исцелению как доказательству власти высших сил над больным человеком. Как известно, тонко и умело применяемая психотерапия часто обеспечивала значительные успехи Л. служителям религиозных культов, гармонируя с мистическими представлениями о сущности болезни и необходимым поэтому ее Л. помощью сверхъестественных сил, укрепляя тем самым авторитет и с ним дальнейшие успехи теургической жреческой терапии,. Поэтому добытые эмпирическим путем профилактические и леч. меры борьбы с б-нями охотно вводились в виде законов в религиозные учения, Л. больного человека делалось орудием культа и вместе с тем власти господствующего класса над массами; это было тем более естественно, что истинные причины б-ней совсем не были известны. Теургическая медицина ставила в древнем мире врача высоко над народными массами, окружая его деятельность мистическим ореолом и т. о. одновременно укрепляя и власть религии и авторитет врача. Гиппократовская терапия. Синтезом идей, положенных в основу Л. древнейшей медициной, является учение Гиппократа. К этому времени в отдельных школах особенно резко выявились два направления терапии: умозрительное и эмпирическое. Представителем первого течения была греческая мед. школа Книдоса, второго—школа Косса с Гиппократом во главе. В основе гиппократовской терапии лежит идея о целебн. силе природы (physis). Эта идея ставит во главу угла борьбы с б-нью самый организм, т. к. б-нь мыслится как реакция организма на определенные вредности, каковыми являются либо факторы внешней среды либо нарушение гармонии внутри организма, вызванное неправильным смешением его соков (дискразии). Без участия самого организма немыслимо ■никакое исцеление. В основу Л. школа Гиппократа кладет наблюдение над б-ным и над окружающей его средой и изучение путей, к-рыми организм сам избавляется от заболевания. «Не врач лечит б-нь, а организм лечит ее». Врачу отводится т. о. только скромная роль помощника природы в Л. б-ней. Однако для этого надо прежде всего уметь наблюдать организм, учесть условия возникновения б-ни и иметь опыт в Л. Этот опыт врач получает не путем абстрактного размышления , а п утем наблюдения и изучения б-ного; нет систем Л. и теоретических предпосылок его; каждый отдельный случай б-ни требует •своего индивидуального Л. и в особенности индивидуальной диеты. Целебные средства добываются не путем бесплодных размышлений, а благодаря счастливой случайности; их могут найти не только врачи, но и несведущие в медицине люди. Для того чтобы уметь наблюдать, накоплять опыт и применять па деле целебные силы природы, необходимо обладать искусством лечить. В это искусство входит однако и тщательное изучение не только больного организма, но и всей окружающей его обстановки до климата и обычаев страны, где живет б-ной, включительно. Гиппократ придает первостепенное значение питанию как лечебному методу, посвящая диете целые трактаты и ставя ее в зависимость от индивидуальности больного, климата, времени года и других внешних условий жизни организма. Считая, что natura sanat, medicus curat, Гиппократ требует прежде всего от врача не вредить б-ному яри лечении («nil nocere»). Рассматривая Л. как искусство применения добытого опыта, Гиппократ не считает обязательным для врача, прежде чем применять леч. средство, знать механизм воздействия его на организм. «Врач имеет только одну задачу—лечить. И если ему это удается, то совершенно безразлично, каким путем это ему удалось». Это положение Гиппократа ярче всего отражает эмпирическую терапию его школы. Вместе с тем Гиппократ считает для врача недостаточным уметь только наблюдать и применять при Л. накопленный опыт. Врач должен быть и философом. И Гиппократ наряду с конкретными предписаниями эмпирии дает вместе с тем и определенные философские предпосылки Л., исходящие из его понимания сущности здоровья и бо ;езни. Здоровье это гармония, выражающаяся в правильно чередующемся ритме жизненных явлений, в гуморальном равновесии; нарушение этого равновесия и ритма, дисгармония—это б-нь. Системы Л. б-н е й. Наряду с учением Гиппократа на развитие Л. б-ней имела не меньшее влияние философия Платона и осо- бенно Аристотеля. Аристотель, имея близкую связь со школой Книдоса, на основании разработки огромного добытого опытом фактического материала стремился научно обосновать сущность б-ни и ее Л. и был основоположником длинного ряда, спекулятивных систем терапии, владевших умами врачей в течение 1 500 лет. Из последователей Аристотеля на развитие терапии имел особенно большое влияние Гален (2 в. нашей э.). Исходя из телеологич. философии Аристотеля, Гален сделал попытку подвести теоретическую научную базу под гиппократовскую терапию, положив в основу свои очень примитивные сведения об анатомии и физиологии человеческого организма. Врач должен быть активным в случае, если он видит недостаточную способность организма к исцелению. Эту активность врач должен проявлять в определенной системе действий, диктуемых стадием б-ни и свойством различных лекарственных веществ; т. о. врач регулирует функции больного организма, особенно его свойство выделять из себя вредное вещество (materia peccans), вызывающее б-нь. Отсюда широкое применение рвотных, слабительных и драстических средств, кровопускание и другие отвлекающие методы Л., имеющие задачей помочь организму выделить эту materia peccans. Взгляды Галена, господствовавшие в течение длинного ряда веков, и до сих пор еще легко проследить в народной медицине разных стран. Средние века не оставили сколько-нибудь заметных следов в истории Л. больного человека. Идеи Аристотеля и Галена привели к созданию длинного ряда схоластических школ, а господство церкви значительно задержало прогресс терапии, и если она и не стала вновь теургической, то медиц. школы вынуждены были целиком подчиниться влиянию князей церкви и согласовать свои схоластические изыскания с идеями, допускаемыми диктатурой религии. И только арабская и еврейская медицина сохранили для будущих поколений сокровища античной терапии, мало однако прибавив к ней новых оригинальных методов Л. б-ней. Парацельс положил начало концу этой эпохи, возродив интерес к методам Л. Гиппократа и Галена. Он кладет основание получению хим. путем лекарств из различных соединений. Для Парацельса химия перестает быть средством найти философский камень для превращения неблагородных металлов в золото и сохранения здоровья, а становится методом добывания из различных соединений новых веществ для Л. б-ного человека. Парацельс впервые добыл из растений их действующие начала и положил этим основание фарм. химии. Но основной заслугой Парацельса в области терапии была его борьба со схоластическими системами Л. б-ней и восстановление авторитета Гиппократа, на которого он указывал, как на единственного врача, занимающего прочное положение в медицине. Развитие мед. знаний в 16 в., гл. обр. анатомии (Везалий, Фаллопий и др.^привело к значительному развитию хирургии и акушерства как лечебных методов (Амбруаз Паре), а начало изучения естественных наук в 17 в. получило отражение в возникновении новых систем Л.—иатрофизиков и иатрохи-миков. По системе иатрохимиков все б-ни делятся на образующие «кислые и щелочные едкости» и по гиппократовскому принципу Л. contraria contrariis должны лечиться противоположными хим. веществами. Однако и в это время наиболее выдающиеся врачи практически лечили б-ных, исходя из принципов древней гиппократовской терапии. В 17 в. виднейшим представителем этого течения в терапии был англ. врач Т. Сиденгам (Sydenhara), восстановивший принцип Гиппократа, чго природа, а не системы Л. исцеляют больного человека; в начале 18 века таким врачом был в Голландии Бургав (Boerhaave). Далее следует упомянуть про виталиста Стали, основным терап. принципом к-рого является поддержка врачом функции «anima», души, являющейся высшим регулятором тела, в особенности в его борьбе с б-нью. Сюда относятся и менее выдающиеся виталисты 18 в.—Особое место занимает система Месмера, исходившего из только-что возникшего учения о магнетизме и рекомендовавшего лечить все б-ни, влияя на «животный магнетизм» путем магнитов или магнетизируя б-ного. Поучительно, что эта система несмотря на резкое противодействие ученых кругов имела огромный успех у б-ных. В первую половину 19 в. виталистическая философия настолько еще владела умами врачей, что даже величайшие клиницисты того времени, как Бруссе (Broussais), открыто говорили о жизненной силе и лечении, основанном на влиянии именно на жизненную силу, и строили очень мало обоснованные эклектические системы терапии. Только во 2-й половине 19 в. целлюлярная патология и экспериментальный метод положили конец чисто умозрительной терапии и создали фундамент современных терап. методов влияния на больного человека. Лечение во второй половине 19 и в 20 в. Бурный рост капиталистического производства привел к небывалому расцвету науки и техники, к огромному ряду открытий во всех областях знания, но особенно в естественных науках—физике, химии и биологии. Медицина стала прочно перестраиваться на базе великих достижений естественных наук (анатомии, физиологии и биохимии) и казалось начала освобождаться от спекулятивных и виталистических теорий и предпосылок в Л. б-ных. Терапия стала стремиться занять положение точной науки. В эту эпоху научно мыслящие врачи как будто освободились одновременно и от мистического наследства псевдонаучных школ 18 в. и от эмпирической терапии Гиппократа, стараясь в своем поведении у постели б-ного руководиться точными научными показаниями, диктуемыми сущностью болезненного процесса. Отказавшись от гуморальной патологии под влиянием развития учения о клетке и рассматривая организм как агрегат клеток, врачебная мысль поставила целлюлярную, солидарную патологию и в основу терапии; отсюда надолго изгоняются из клиники кровопускание во всех видах его, отвлекающие методы Л. как на кожу (банки, горчичники), так и на желудок и кишечник (слабительные, ' рвотные, потогонные и мочегонные). Организм рассматривается как состоящий из отдельных частей, и терапия получает стремление лечить больной орган—л окали-стическая органоид н а я терапия; все симптомы б-ни, рассматриваемые с этой локалистической точки зрения, считаются проявлением вредных процессов, разыгрывающихся в клетке, и поэтому подлежат устранению. Отсюда в связи с быстрым ростом химии открытие громадного числа фарм. препаратов, уничтожающих болезненные процессы и проявления их; отсюда напр. борьба с лихорадкой путем сильных анти-пиретических лекарств или путем применения холодных, даже ледяных ванн (напр. при тифе, при воспалении легких). Химия дает в руки врача колоссальное количество новых средств для устранения многих болезненных симптомов; наблюдается пышный расцвет лекарственной терапии; однако вместе с тем растет убеждение в ненужности, бесполезности лекарств и терап. нигилизм в результате наблюдений над действием лекарств. Этот нигилизм находит свое теоретическое обоснование в Венской школе, ставящей себе целью только изучать проявления б-ни и считающей, что врач не должен и мечтать повлиять на нее какими-нибудь средствами (Skoda, Dietl). Т. о. первые попытки построить терапию как точную науку привели вначале наряду с изгнанием эмпирических методов Л., как не имеющих строго научного обоснования, и к нек-рым отрицательным явлениям. Огромные успехи бактериологии, учения об иммунитете, серологии, эндокринологии и физиологии нервной системы, в частности изучение функций вегетативной ее части, в значительной мере исправили заблуждения эпохи чисто морфологического пат. мышления. Новые идеи физ. химии и роль ее в биологии в значительной мере укрепили синтез гуморальной и солидарной патологии, а новейшие методы фнкц. диагностики дополнили морфологич. патологию функциональной и положили начало фнкц. терапии. Этот прогресс мед. знаний открыл много новых страниц научной и эксперим. терапии, обогативших во всех областях практич. работу врача. Ряд блестящих открытий техники на почве новых достижений прикладной химии и физики обогатил арсенал леч. средств врача и дал ему в руки технические возможности, о которых не могли и мечтать врачи прежних времен. Прогресс естественных наук вообще и медицинских в частности произвел подлинную революцию в целом ряде отраслей терапии. Сюда относятся прежде всего блестящие успехи хирургии, явившиеся следствием развития бактериологии, фармакотерапии и химии. Огромный ряд достижений техники (оптические системы, эндоскопия, рентгенодиагностика) значительно расширил область хир. вмешательства и вызвал к жизни ряд новых терап. методов, давших возможность врачу активно вмешаться в ход болезненных процессов в наиболее глубоко лежащих органах (мозговая хирургия, урология). Успехи бактериологии и учения об иммунитете да-I ли широкое научное обоснование совершен- но новым методам лечения, какими являются например серотерапия, вакцинотерапия (см.); вместе с тем был предложен ряд прочно обоснованных методов профилактической терапии. С другой стороны те же успехи бактериологии, а также физ. химии и биохимии, дали научное обоснование ряду старых методов Л., казалось навсегда исключенных из арсенала врача солидарной патологией, и в клинику вновь возвращаются уже хорошо забытые кровопускания, переливания крови, отвлекающие на кожу леч. процедуры и т. д. Учение о внутренней секреции кладет научное обоснование ряду давно забытых леч. методов древности и средних веков, как применение с терапевтической целью органов животных, казалось навсегда выброшенное из терапевтического арсенала врача вместе с мистическими предпосылками их применения; оно обогащает терапию такими средствами, как адреналин, тиреоидин и инсулин. Одновременно счастливый случай вновь обращает внимание врачей на пользу применения отдельных органов при Л. нек-рых б-ней, как напр. печени при пернициозной анемии. Успехи физики и техники дают в руки врачу множество новых естественных целебных сил природы, огромный арсенал физ. методов Л. водой, теплом, светом, электричеством (см. Гидротерапия, Грязелечение, Электролечение) и еще незнакомых врачам новых видов лучистой энергии, как лечение рентгеном и радием (см. Рентгенотерапия и Радиотерапия). Типы Л. Наиболее радикальной надо считать ту терапию, к-рая имеет целью удаление из организма болезнетворного агента (там, где он известен). Наиболее простой пример такой терапии—это лечение отравлений удалением или нейтрализацией яда или удаление из организма живого паразита, и наиболее древний прием этого каузального Л. представляет изгнание глист. Сюда же относится т. н. специфическая терапия, влияющая еще не совсем выясненным путем на ряд возбудителей б-ней, как напр. хинин при малярии, ртуть, иод и сальварсан при сифилисе, сальварсан при возвратном тифе и др. спирохетозах, салициловые препараты при остром ревматизме, антидифтерийная сыворотка при дифтерии и т. д. Сюда же можно условно отнести и Л. некоторыми гормонами (инсулин) или витаминами (при рахите, скорбуте). Специфическ. Л. применяется однако при относительно небольшом числе заболеваний как вследствие неустановленной еще ближайшей причины заболевания, так и за отсутствием лечебн. средств, устраняющих уже известную причину б-ни. Поэтому практически чаще всего врачу приходится только устранять и изменять пат. функции органов, возникающие в результате их заболеваний, и т. о. содействовать восстановлению нормальной деятельности этих органов. Такая терапия обозначается как функциональная, и применение ее основано на знании механизма происхождения и патогенеза расстройств функций организма при данном заболевании. Сюда относится напр. восстановление компенсации сердечной деятель- ности при пороках и поражениях мышцы сердца, когда одышка, бессонница, отеки,.; боли в застойной печени, жел.-киш. расстройства и бронхит лечатся воздействием не на отдельные органы, а на основную причину, вызвавшую эти явления,—на сердечную деятельность, часто независимо даже от этиологич. момента, вызвавшего самое заболевание сердца. Наконец различают с и м-птоматическую терапию, имеющую в виду устранение припадков б-ни и страданий б-ного вне зависимости от этиологии и. патогенеза их. Сюда относится огромное число фармакотерапевтических и физиотерапевтических средств; сюда же можна отнести и психотерапию в известном ограничительном ее понимании. Количество лечебных средств, находящихся в распоря--жении врача для симптоматической терапии,. чрезвычайно велико и разнообразно, и нуж-но иметь большие знания и опыт, чтобы избрать наиболее целесообразный для данного случая метод для симптоматического лечения. Можно отличать также радикальное и консервативное Л. Радикальное Л. применяется гл. обр. в хирургии, гинекологии, оторинолярингологии и офтальмологии. Здесь надо однако отличать действительно радикальное устранение б-ни и ее причины от радикальности самого метода хир. Л. Так напр. апендектомия при гнойном апендиците, наложение кишечного со-устия или резекция кишок при непроходимости их, иссечение рака или миомы матки, разумеется, радикально излечивают б-нь так же, как всякое иссечение доброкачественной опухоли или вправление вывиха или сращение переломов кости, между тем как при удалении желчного пузыря с камнем: или при иссечении язвы желудка радикальное излечение наступает не во всех случаях, т. к. причина б-ни этим не всегда устраняется, а удаляется только часть б-ного органа; то же относится часто и к злокач. новообразованиям, дающим рецидивы после казалось бы радикальной операции.Под консервативным Л. разумеют обычно» пользование нехирургическими методами,. причем в смысле эффекта (изгнание напр.. глисты) оно иногда отнюдь не уступает т. н.. радикальному. Очень близко к консервативной терапии стоит в ы ж и д а т е л ь-ное лечение (therapia exspectativa), ведущее свое начало от Галена, рекомендовавшего врачу, прежде чем активно вмешиваться в ход болезненного процесса, убеждаться в том, насколько достаточно естественное стремление организма (physis) к самоизлечению. При целом ряде инфекционных заболеваний выжидательное лечение при условии создания определенной обстановки и ухода за б-ным весьма полезно для больного. Особое место наряду с лечением больного в узком смысле слова занимает п р о-филактическая терапия (см. Профилактика), которая имеет в виду не только соц. мероприятия, предупреждающие заболевания в массах населения, но и ряд индивидуальных мер, как оберегающих от заболевания здорового человека, так и направленных к охране организма от обострения или рецидива уже проделанного ям пат. процесса.—В противоположность врачам прошлых эпох, особенно 18 в., современный врач в каждом из этих многочисленных типов Л. не видит какой-нибудь обязательной для себя системы Л. б-ни. В каждом отдельном случае врач в зависимости от конкретных особенностей случая и от индивидуального течения б-ни выбирает то один то другой тип лечения, либо одновременно комбинирует различные типы его. Так, при язве желудка можно применить консервативный (диететический) метод лечения, а при соответствующих показаниях перейти на радикальный метод (хирургический) с тем, чтобы после него вновь подвергнуть -больного консервативному лечению. При туберкулезе легких выжидательный или консервативный метод лечения показан при одних формах и периодах болезни, в то время как при других или при осложнениях врач у того же больного прибегает к весьма активному вмешательству, например ко-ляпстерапии.                 У Методы Л. При проведении того или иного типа Л. врач располагает большим количеством терап. средств и методов Л. Все современные методы Л.можно разделить да три группы (причем чаще всего врач пользуется одновременно несколькими видами лечения—комбинированное лечение): к первой относится применение к больному организму природных (естественных) целебных средств; ко второй—введение в организм искусственно добытых лекарственных веществ (медикаментозное Л.); к третьей (имеющей ныне б. ч. лишь исторический интерес)—ряд систем и методов, вовсе не имеющих научного обоснования и применяющихся либо вследствие ложно понятых научных предпосылок либо даже с заведомо спекулятивными целями. Первую группу составляют диететика, являющаяся в наст, время основой Л. большинства заболеваний, гидротерапия с ее многочисленными разветвлениями, светолечение, в которое входят как естественное солнцелечение (гелиотерапия), так и искусственное применение всех других видов лучистой энергии (актинотерапия) до лечения рентген, лучами и радием включительно, электротерапия с применением различных видов электричества; сюда же относится применение термотерапии до грязелечения включительно. В эту же группу входит и климат. Л., морское Л. (талассотерапия), бальнеологическое и курортное Л. Врачебная гимнастика, врачебный спорт и массаж, равно как и Л. воздушными ваннами (аэротерапия) дополняют этот длинный перечень физиотерап. средств, имеющихся в распоряжении врача и применяемых либо в том виде, как их рекомендовали врачи еще глубокой древности, либо с помощью многочисленных приборов, -выработанных современной наукой и техникой. К этим методам надо отнести и стоящую несколько отдельно психотерапию, составляющую уже с самого начала лечения болезней существенный метод воздействия врача на течение целого ряда патологических процессов. Во вторую группу следует отнести Л. собственно лекарственными веществами—ф а р-макотерапию. Последняя пользовалась в медицине всех времен и стран бесчисленными леч. свойствами веществ растительного, животного и минерального происхождения, но благодаря успехам химии и физики она блестяще завершает теперь работу, начатую Парацельсом,—выделение в чистом виде лекарственных веществ из их соединений. Успехи физиологии и биологич. химии значительно расширили и углубили современную фармакотерапию и дали возможность широко применять вместо прежней напр. органотерапии—гормоны. Фармакотерапия привела к значительному расцвету специфической терапии и хемотера-пии, имеющей своей целью полное избавление организма от болезнетворного агента (therapia magna sterilisans). К фармакотерапии можно отнести и методы Л., возникшие под влиянием успехов бактериологии и учения об иммунитете: серотерапию, бак-териотерапию (вакцинотерапию) как типы специфической протеинотерапии и огромную область неспецифической протеинотерапии как Л. раздражением (так наз. Reiztherapie) (см. Протеинотерапия). С этой точки зрения надо рассматривать и субституционную (поддерживающую.) терапию, вводящую в организм в виде лекарств недостающие ему вещества, например соляную к-ту, ферменты (пепсин, панкреатин) и особенно продукты деятельности желез внутренней секреции (гормональная терапия). Третья группа методов Л. имеет для врача с одной стороны лишь исторический интерес как отражающая псевдонаучные системы Л. различных эпох, а с другой—как вскрывающая многочисленные попытки Л. б-ных применением методов, совершенно необоснованных, но все же имеющих часто огромный практический успех исключительно только конечно психотерапевтич. путем. Эта область применяется целителями «естественными» силами природы (Natur-heilkunde, Naturheilmethoden) и знахарями (Kurpfuseher). Сюда относятся специальные системы водолечения (Kneipp, Priessnitz), предложенные не врачами, но заставившие научно разработать гидротерапию, а также магнетическое Л. (месмеризм), Л. пассами, Л. уколами (бауншейдтизм) в различных его проявлениях, наконец—целый ряд систем психотерапии, как «христианская наука» или «эдуиизм» в Америке, система Guez и целый ряд-шарлатанских методов, пышным букетом расцветающих и в наши дни в самых крупных мировых центрах наряду со строго научной терапией.—Несколько отдельно от этих методов Л. стоит уход за б-ными (гипургия), во все времена имевший большое влияние как на течение б-ни, так и в особенности на профилактику ряда осложнений, решающих нередко в конечном счете исход б-ни. Не являясь по существу леч. методом, правильный уход за б-ным, значительно облегчаемый благодаря достижениям современной техники, имеет целью поставить организм в оптимальные условия применительно к конкретному заболеванию и тем содействовать излечению. Психотерапия занимает на первый взгляд особое место как специальный метод Л., не относящийся ни к первой ни ко второй группе. Но если вспомнить экспериментально установленные факты непосредственного влияния психики на чисто соматические процессы (назовем только экспериментальные работы Павлова и его школы, работы Гейера, Маркса, Глазера и Ганзена (Heyer, Marx, Glaser, Hansen) и множество клинических фактов, собранных в книгах Шварца, Алкана (Schwarz, Alkan) и мп. др., то становится ясным, что несмотря на все успехи физио- и фармакотерапии самое поведение врача в отношении б-ыого продолжает иметь величайшее значение как психо-терап. метод Л. Недооценка современным врачом психотерапии, по существу начинающейся уже в момент первой встречи его с б-ным и кончающейся такими специальными психотерап. методами, как гипноз и психоанализ, и является иногда причиной неудачи применения строго научных методов Л. и вместе с тем одной из причин огромного успеха шарлатанов и знахарей. По вопросу о так называемых «защитных силах» организма в связи с лечением—см. Целесообразность. Лит.: Боткин С, ОГщие основы клинич. медицины, СПБ, 1 887; Данилевский В., Врач, его призвание и образование, Харьков, 1921; Захарьин Г., Клинические лекции и избранные статьи, Москва, 1909; Левит С, Генетика и патология, Медико-биологич. ш., 1929, № 5; Л у р и я Р., Врач и психогенез некоторых заболеваний внутренних органов, Казань, 1928; Манассеин В., Основы общей терапии, СПБ, 1887; Основы терапии, под ред. С. Бруштейна и Д. Плетнева, т. I—III, M.—Л., 1925—27; Плетнев Д., Русские терапевтические школы—Захарьин, Боткин, Остроумов, М.—П., 1923; Остроумов А., Клинические лекции, М., 1895; Федоров С, Хирургия на распутьи, Москва, 1927; Фишер Б., Витализм и патология, Москва, 1926; Яновский М., Общая терапия внутренних болезней, М.—Л., 1928; Alkan L., Anatomische Organkrankheiten aus seelischer Ursache, Stutlgart, 1930; Aschner В., Konstitutionstherapie als Ausweg aus der gegenwartigen Krise der Medizin, Hippokrates, B. I, 1928; В о as J'., Therapieu. Therapeutik, В., 1930; Goldscheider A., Zeit-u. Streitfragen der Heil-kunst, Lpz., 1927 (рус. изд.—Боевые вопросы врачевания, Л., 1929); Handbuch der gesamten Therapie, hrsg. v. N. Guleke, F. Penzoldt u. -II. Stintzing, 6. Aufl., B. I—-VII, Jena, 1926—28 (рус. изд.—т. I—VI, СПБ, 1896—98); К г e li 1 L., Krankheitsform u. Per-sonlichkeit, Lpz., 1929; L i e k E., Der Arzt u. seine Sendung, Mtincnen, 1928 (рус. изд.—Врач и его призвание, Днепропетровск, 1928); Much H., Hippokrates der Grosse, Stutlgart, 1926; Sauerbruch F., Heilkunst u. Naturwissenschaft, Naturwissenschaften, 1926, № 48—49 (также—Klin. Wochenschr., 1926, № 49, Beilage); Schwarz O., Psychogenese u. Psy-chotherapie kurperlicher Symptome. Wien, 1925; Therapie innerer Krankheiten, hrsg. v. P. Krause u. C.   Garre, B. I—II, Jena, 1926—27. Периодическое издание.—Fcrtschritte der Therapie, Lpz , с 1925.                                                  P. Лурия.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Смотреть что такое "ЛЕЧЕНИЕ" в других словарях:

  • Лечение — Лечение: Терапия (лечение) Лечение (фильм, 1917) См. также Лечение растениями (книга Ковалёвой) Лечение пиявками Лечение шоком (фильм) …   Википедия

  • лечение — врачевание, терапия, излечение, пользование, физиатрия, курация, пегиатрия Словарь русских синонимов. лечение врачевание (книжн.); пользование (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… …   Словарь синонимов

  • ЛЕЧЕНИЕ — ЛЕЧЕНИЕ, лечения, ср. Действие по гл. лечить и лечиться. Успешное лечение. Курс лечения. Поехать для лечения на курорт. Амбулаторное, стационарное лечение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Лечение — см. Исцеление, лечение, врачевание, выздоровление …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ЛЕЧЕНИЕ — «ЛЕЧЕНИЕ» (The Treatment), Китай, 2001, 105 мин. Драма. Художник Сю Датун и его жена живут в США. Они много трудятся и живут вполне счастливо. Сю Датун обучает своего сына, Денниса, рисовать картины, осваивает с ним боевое искусство, а также… …   Энциклопедия кино

  • Лечение — совокупность действий, необходимых для восстановление здоровья больного человека. Л. предваряется постановкой диагноза. Ход Л. фиксируется в эпикризе, а также в истории болезни. Ход Л. может проверяться доверенным врачом страховщика, с целью… …   Словарь бизнес-терминов

  • лечение — ЛЕЧИТЬ, лечу, лечишь; леченный; несов., кого что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • лечение — См. целение В. В. Виноградов. История слов, 2010 …   История слов

  • Лечение — I Лечение (лат, curatio; греч. therapeia) система мероприятий, направленных на восстановление здоровья, предупреждение осложнений заболевания и устранение тягостных для больного проявлений болезни. Среди них выделяют мероприятия, направленные на… …   Медицинская энциклопедия

  • Лечение — (старославянск. «лекъ» лекарство) любая процедура (их комплекс), целью которой является устранение патологического процесса или болезненного состояния либо уменьшение их угрозы для здоровья, социальной адаптации и самочувствия пациентов. В… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

Другие книги по запросу «ЛЕЧЕНИЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.